Научно-методическое обеспечение российского футбола

В советский период  государство, уделяло огромное  внимание развитию фундаментальной и прикладной спортивной науки. От Хабаровска до Львова эффективно работали институты физкультуры, кафедры футбола, где готовили квалифицированных преподавателей, тренеров, специалистов. Во  всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры одним  из центральных подразделений была лаборатория футбола, которая активно поддерживалась лабораториями биохимии и физиологии спорта, спортивной медицины. Основу лаборатории составляла Комплексная  научная  группа, которая  тесно сотрудничала с тренерами сборных и клубных команд. В последние десять лет нет Лаборатории футбола и нет КНГ в составе структурных подразделений ВНИИФК, нет единой методики подготовки кадров для этих лабораторий, изыскания по научно-практическим проблемам футбола не ведутся. Футбольная наука почти уничтожена. Спортивных врачей не готовит ни один вуз. Число кафедр значительно уменьшилось – их теперь только шесть – в Хабаровске, Омске, Краснодаре, Волгограде, Санкт-Петербурге и Москве. Нет единого плана научно-методической и научно-исследовательской работы, на кафедрах нет молодых преподавателей. Студенты обучаются по старым программам, написанным много лет тому назад. Нет системы обучения преподавателей кафедр футбола. Тематика диссертационных работ повторяет  то, что уже было сделано десятки лет назад. Крайне мало выпускается научно-методической и учебно-методической литературы. В вузах нет измерительной аппаратуры для оценки подготовленности футболистов. Не проводятся всероссийские научно-методические конференции преподавателей сотрудников кафедр футбола. Созданный  РФС в 2007 году научно-методический совет и отдел как структурное подразделение РФС не имеет полноценного финансирования. Уровень кадрового состава научно-методического отдела РФС не позволяет решать задачи современного футбола.

 

План мероприятий по реализации программы  научно-методического обеспечения на 2013-2018гг.

Мероприятия

1

Организация работы научно-методического совета в РФС

2

Создание при национальном центре «Лаборатории футбола»

3

Создание и реализация проекта: «Анализ тематики и результатов диссертационных работ по футболу: научный и внедренческий аспекты»

4

Создание научно-методического журнала «Теория и методика футбола»

5

Разработка и создание системы обучения преподавателей, привлекаемых к работе в Национальных, Межрегиональных и  Региональных центрах для подготовки специалистов в сфере футбола

6

Подготовка и рекомендации к изданию учебных материалов по особенностям обучения и подготовки футболистов профессиональных команд, детей и юношей, женщин, футболистов мини-футбола

7

Разработка концепции комплексного контроля в футболе и формирование программ контроля для разных видов футбола

8

Создание комплексной научной группы в Национальных, Межрегиональных и  Региональных центрах футбола

9

Проведение региональных научно-практических конференций тренеров, работающих в детско-юношеском футболе

10

Подведение итогов выступлений сборных команд России в отборочных и финальных турнирах чемпионатов Европы и Мира

11

Разработка концепции подготовки юных футболистов в России

12

Разработка и реализация концепции российского профессионального футбола

13

Участие  представителей России в международных конференциях по футболу

14

Анализ тренировочной деятельности кандидатов в сборные команды в своих клубах и оценка эффективности нагрузок предсоревновательных сборов

15

Анализ опыта работы КНГ в зарубежном профессиональном футболе

16

Информационное обеспечение специалистов футбола, работающих в общеобразовательных школах и вузах

17

Компьютеризация образовательного процесса

18

Проведение научно-исследовательской работы студентов на кафедрах футбола высших учебных заведений физической культуры

19

Работа с молодыми преподавателями на этих кафедрах

20

Реализация планов научно-исследовательской работы и научно-методического обеспечения на кафедрах футбола высших учебных заведений физической культуры

21

Проведение конкурсов на получение грантов для выполнения научно-методических работ по заказу РФС

22

Подведение итогов каждого этапа по реализации концепции подготовки юных футболистов в России

23

Анализ использования поурочных программ тренерами ДЮСШ

24

Участие в разработке поурочной программы подготовки футболистов 10 — 12 , 13-14, 15-17  лет и ее методическое обоснование

25

Контроль игровых действий кандидатов в сборные команды в матчах за свои клубы и в играх сборной команды

26

Разработка рекомендаций по индивидуализации тренировочных нагрузок кандидатов в сборные команды в своих клубах

27

Компьютерный анализ Чемпионата России

 

У РФС нет  прочной связи между министерством образования, кафедрами футбола, клубами и ДЮСШ. Высшая школа тренеров в советский период давала двухлетнее образование и, по мнению людей окончивших ее, была одной из лучших в мире. Сегодня обучение в ВШТ, основанное на сочетании  аудиторной и самостоятельной работы юридически  сегодня длится один год. Но самостоятельной работы в ВШТ  гораздо больше, чем аудиторной и централизованной практики. В ВШТ мало лекций, которые читают профессиональные тренеры. Нет специального учебника для ВШТ, в котором бы были отражены современные представления о футболе. Современный тренер  постоянно сталкивается с вопросами: как спланировать нагрузки, в каком состоянии находятся его подопечные, как подготовлен соперник и какую тактику выбирать для игры, что явилось причиной проигрыша или победы. Для убедительного ответа тренерам  необходима достаточно полная информация по всем разделам учебно-тренировочного процесса. Возросший объем  информации о специальной подготовленности игроков требует подготовленных специалистов, вооруженных необходимой измерительной и вычислительной техникой, способных собирать, систематизировать и соответствующим образом интерпретировать информацию о физическом состоянии футболистов  для практического использования тренерами. Таких тренеров и специалистов ВШТ практически не выпускает.

Целью научно-методического обеспечения российского футбола является  повышение эффективности управления процессом подготовки специалистов на основе информации о состоянии футболистов, их соревновательной и тренировочной деятельности.  Основными задачами подготовки является оценка уровня технико-тактической и специальной физической подготовленности спортсменов, состояния здоровья и функциональных возможностей; контроль за тренировочной и соревновательной деятельностью; разработка тренировочных программ и рекомендаций по их коррекции.