Проект «Центры футбола»

В апреле 2007 года, в рамках  реализации «Стратегии развития футбола в Российской Федерации, решением исполкома РФС был создан Комитет РФС по реализации программ развития футбола. В состав Комитета вошли, специалисты футбола и тренеры, представители федеральных и региональных органов власти. В Комитете началась активная разработка приоритетных проектов развития российского футбола. Родилась идея создания трехуровневой системы центров футбола.  Был изучен опыт работы подобных центров  в Голландии, Франции, Италии.

Разработаны концепции и технические требования к двум национальным центрам футбола,  9 межрегиональным и 50 региональным   центрам . 

Они  должны стать не только местами подготовки  футболистов,  но и  методическими  центрами, где смогут  повышать квалификацию тренеры, спортивные врачи, судьи, менеджеры. Реализация этих проектов позволит создать целостную систему управления всеми процессами развития футбола в России.

Концепция национальных, межрегиональных и региональных центров футбола России

Одним из наиболее важных проектов развития футбола в России следует считать создание комплекса центров футбола, который должен соответствовать структуре управления футболом в России. В завершенном варианте этот комплекс должен включать в себя национальные, межрегиональные и региональные центры футбола.

В современном мировом футболе такие центры получили достаточно широкое распространение в плане оказания комплекса важных для развития футбола услуг. К числу наиболее известных можно отнести национальный центр федерации футбола Италии «Коверчиано»,  национальный футбольный центр США, национальный центр футбола Франции «Клэрфонтен», национальные центры Германии и Испании.

Анализ опыта работы таких центров показывает, что они являются мощными стимулом для развития футбола в стране. Например, в Германии для этого создана трехуровневая система, в которой национальный центр дополняется земельными и местными центрами, работающими по общим планам.

В центрах каждого уровня решаются свои задачи. В национальных центрах — это задачи повышения эффективности подготовки всех сборных команд к международным  соревнованиям, организации обследований футболистов национальной команды. Центры являются научно-методическими полигонами для подготовки и переподготовки тренеров и специалистов в сфере футбола. Осуществляется пропаганда футбола и описание его истории в рамках музеев.

В межрегиональных и региональных центрах футбола главной является работа по программе «Поиск талантов» и обучению тренеров и специалистов в сфере футбола.

В России нет целостной системы центров, позволяющей эффективно готовить футболистов и специалистов во всех регионах страны.

Нет возможности проводить на современном уровне этапные, комплексные, текущие и оперативные обследования, по результатам которых можно определять подготовленность и состояние талантливых футболистов, а также разрабатывать, внедрять и контролировать единые методики подготовки тренеров и специа­листов в сфере футбола. Поэтому необходимо создание системы: Национальных, Межрегиональных  и Региональных центров футбола. Каждый из этих центров должен работать по своей программе.


Обоснование и ожидаемый эффект от реализации  проекта «Центры футбола»

 

Развитие профессионального футбола и растущий к нему интерес в России должны сделали экономически выгодной подготовку, как футболистов высокого уровня, так и других футбольных специалистов (об этом говорят суммы контрактов). Нет необходимости экономисту говорить о социальной и политической значимости проекта «Центры футбола», стоит остановиться на технико-экономическом обосновании (ТЭО) этого проекта. В настоящее время профессиональный футбол  существует за счет средств, выделяемых  госкомпаниями и бюджетами субъектов Российской Федерации. Ежегодно около одного миллиарда долларов средств государства безвозвратно уходят на содержание клубов. При этом большая часть из них уходит на приобретение зарубежных футболистов, тренеров и неприемлемо высокие зарплаты. В целях сокращения расходов бюджетных средств, необходимо создать эффективную систему подготовки резерва и специалистов. Сокращение расходов средств государства на содержание клубов, должны быть отражены в разработке правого механизма финансирования всех профессиональных клубов, независимо от форм собственности. Ограничение расходов клубов на трансферы и зарплаты позволят сэкономить государству  до 2018 на содержание клубов порядка 3 млрд. долл. США. Это позволит выделить в рамках новой «Федеральной подпрограммы развития футбола»  на реализацию проекта «Центры футбола» порядка 1 миллиарда долларов средств федерального и региональных бюджетов. Выгода очевидна – экономия средств государства  в сумме 2 миллиарда долларов, создание эффективной системы подготовки резерва и уменьшения расходов на импорт футбольной рабочей силы. 

Целью ТЭО является не только обосновать будущие доходы проекта, но и описать, как этот проект будет реализовываться. Какие ресурсы будут задействованы. На каких этапах. С какими трудностями придется столкнуться.

 

Разработка ТЭО включает в себя:

o    Оценка своих организационных возможностей;

o    Модель или наглядное видение проекта на всех этапах его реализации;

o    определение участников проекта, степень их участия, роли и ответственности;

o    Обоснованный выбор регионов для строительства центров;

o    Прогноз результатов – экономического, социального, политического, общественного и спортивного;

o    Выявление слабых сторон проекта, которым стоит уделить дополнительное внимание;

o    Дополнительную выгоду от лучшей альтернативной концепции развития проекта, которая на начальном этапе не была замечена;

o    Расчет и учет рисков по проекту;

o    Подготовку мероприятий, направленных на своевременное реагирование в случае возникновения нештатных ситуаций;

o    Документ позволяющий убедить участников проекта, особенно его инвесторов, в реализуемости и доходности проекта;

o    Учет и контроль потоков (денежных, материальных и нематериальных).

Реализация проекта  потребует мобилизации практически всех субъектов футбола органов государственной власти,  это позволит на ранней стадии реализации проекта наладить их взаимодействие.

 

Суть настоящего проекта заключается в создании до 2018 года комплекса Центров футбола, соответствующих структуре управления футболом в России. Комплекс должен включать в себя Национальные центры футбола в Звенигороде и в Сочи, Межрегиональные (9 центров) и Региональные (50 центров).

Целью данного проекта является вывод российского профессионального футбола на качественно новый уровень, позволяющий успешно конкурировать со странами – лидерами мирового футбола по зрелищности, спортивным достижениям и в коммерческой составляющей.

Стратегия проекта заключается в объединении усилий государства, бизнеса и существующей футбольной системы в   закладке фундамента будущего успешного

профессионального футбола, а именно, в создании экономически рентабельной, конкурентоспособной и эффективной системы обучения и подготовки футболистов и специалистов мирового уровня.

Для успешной реализации проекта планируется проведение дополнительных исследований с последующей разработкой бизнес-плана по международным стандартам. Команда проекта будет сформирована из российских и, возможно, зарубежных менеджеров и специалистов с необходимыми опытом, знаниями и возможностями.

Центры будут выпускать как футболистов, так и специалистов (тренеров, методистов и судей), которые будут востребованы российскими и зарубежными клубами.

Виды деятельности Центров футбола:

o    Обучение футболистов;

o    Обследования футболистов;

o    Поиск юных талантливых футболистов;

o    Обучение тренеров;

o    Обучение других специалистов, работающих в футболе;

o    Формирование информационного пространства;

o    Научная работа;

o    Проведение методических конференций для тренеров и других специалистов;

o    Внедрение современных тренировочных программ подготовки футболистов;

o    Анализ игровой деятельности сборных и клубных команд;

o    Проведение соревнований;

o    Получение дохода за счёт продажи футболистов;

o    Получение дохода за счёт различных коммерческих мероприятий футбольной тематики;

o    Получение дохода за счёт помощи от спонсоров и рекламодателей.

 

 

Основными рисками проекта являются:

o    Срывы графика финансирования проекта (можно уменьшить за счёт принятия соответствующих обязательных для выполнения директив и распоряжений со стороны государственных и региональных властей; страхование проекта банковскими гарантиями, обеспеченные различными обязательствами);

o    Нецелевое расходование денежных средств (можно уменьшить за счёт планирования и бюджетирования проекта; rонтроля, как со стороны государственных и общественных структур, так и менеджеров проекта, мотивированных дальнейшей коммерческой составляющей проекта);

o    неполучение запланированного дохода (данный риск минимален, так

o    как в расчёты заложены минимальные прогнозы по доходам).

Данные риски приемлемы, государство и инвесторы имеют отличную возможность получить не только рентабельный в экономическом плане проект, но и отличный инструмент для вывода российского профессионального футбола в элиту мирового. Общественную значимость успешной реализации проекта невозможно переоценить, прекрасное настроение миллионов российских болельщиков и эффективная пропаганда спорта способны развивать экономику страны, решать демографические задачи, улучшать здоровье нации.

Реализация проекта позволит:

o    Создать более совершенную, целостную систему управления подготовки футболистов и  контроля их развития вместо разрозненных, не всегда обоснованных методик, применяемых в разных школах;

o    Значительно улучшить материально-техническую и  методическую базу российского футбола, приведя ее  в соответствие с современными требованиями к тренировочному процессу и к игре;

o    Использовать весь спектр тренировочных и восста­новительных средств, отсутствие которых сегодня серьезно лимитирует качество подготовки российских футболистов;

o    Получить информационную систему, из которой по запросу руководства, тренеров, тренеров вратарей, тренеров по физической подготовке, тренеров-селекционеров и других специалистов может быть взята любая необходимая информация для управления тренировочным процессом;

o    Создать высокосовершенную систему «поиска талантов» и систему подготовки юных футболистов, в рамках которых российский футбол не будет терять способных юношей;

o    Уменьшить зависимость российского футбола от иностранных игроков, за счет подготовки большого числа молодых талантливых футболистов. Это сделает российский профессиональный футбол более зрелищным  и привлечет на стадионы россиян, которые хотят видеть красивые игры между командами, в которых есть сильные отечественные игроки;

o    Усовершенствовать систему непрерывного футбольного образования специалистов в области футбола и, тем самым, перевести работу тренеров на стабильную научную основу.

За счет этого будут обеспечены высокие результаты сборных и клубных команд России в международных соревнованиях, результативная и зрелищная игра в матчах Чемпионата России.