Футбол высших достижений

Из 16 клубов только 4 клуба формируют свой бюджет за счет частного капитала. Из-за высоких расходов и низких доходов суммарный дефицит бюджетов составляет более 800 млн. евро.

 

 

 

 

 

Участие клубов премьер-лиги в еврокубках

Сезон

Клуб

Результат

Доходы (млн. евро)

2006/2007

ЦСКА

3-е место в группе

9—12

Спартак М.

3-е место в группе

9—12

2007/2008

ЦСКА

4-е место в группе

9—12

Спартак М.

Квалификция

Нет

2008/2009

Зенит

3-е мсто в группе

9—12

Спартак М.

Квалификация

Нет

2009/2010

ЦСКА

1\4 финала

30

Рубин

3-е место в группе

12

Зенит

Квалификация

Нет

2010/2011

Спартак М.

3-е место в группе

9—12

Рубин

3-е место в группе

9—12

Зенит

Квалификация

Нет

2011/2012

Зенит

1\8 финала

18

Спартак

Квалификация

Нет

ЦСКА

1\8 финала

17

 

Доходы от участия в соревновательной деятельности не могут покрывать значимую часть расходов. В том числе расходы на трансферы перед участием в еврокубках.

Профессиональные клубы не функционируют по средствам, не стремятся к собственным заработкам и не закладывают прочный фундамент на будущее в виде инвестиций в детско-юношеский футбол.

Необоснованно высокие расходы клубов на фонд оплаты труда и  селекционную деятельность, особенно на фоне доходной части клубов — одна из основных проблем нашего футбола.

Высокие расходы клубов Премьер-лиги не обоснованы с точки зрения телевизионных рейтингов

В прошедшем сезоне рейтинг центральных матчей упал ниже уровня 2003 года, несмотря на то, что расходы на приобретение футболистов значительно возросли.

Требования клубов увеличить тв-доходы не обоснованы из-за низкого качества футбола, и, как следствие, низкого интереса со стороны зрителей.

Средняя посещаемость матчей Премьер-лиги

Средняя посещаемость по итогам сезона оказалась ниже, чем в 2007 году, когда бюджеты клубов были в разы меньше нынешних. За последние 14 лет средняя посещаемость матчей выросла всего лишь на 1 тысячу человек, что говорит о том, что Премьер-лига не только не прогрессирует, а деградирует. Российский болельщик так и не стал самостоятельной экономической единицей.

Деградация Премьер-лиги происходит из-за того, что большинство клубов не ставят перед собой цель заработать собственные средства за счет болельщиков, ограничиваясь безвозвратными кредитами гос. компаний и бюджетов субъектов РФ.

Финансовый fair-play УЕФА с сезона 2012-2013. Предложение по ограничению расходов профессиональных клубов

С сезона 2012 вступает в силу финансовый fair-play УЕФА, с соответсвии с которым клубы, выступающие в еврокубках, должны выполнять следующие нормы:

o    Убытки клуба за три последних года не должны составлять более 5 млн. евро;

o    Для получения лицензии клуб должен доказать УЕФА, что не имеет задолженностей за трансферы, а также долгов по зарплате игрокам и персоналу клуба;

o    Клуб обязан предоставить в УЕФА подробный прогноз на следующий финансовый год;

o    В целях избежания санкций со стороны УЕФА уже сейчас необходимо выработать правовой механизм финансирования государством профессиональных клубов, ограничить бюджеты клубов. Также разработать программу  усиления контроля за финансовой деятельностью клубов.

o    В сооствествии с отчетом УЕФА за 2011 год в России 8 команд потратили на заработную плату персоналу более 70% от своего дохода, а еще 3 клуба — свыше 100% дохода. Это является критическим значением. В среднем российские клубы потратили на зарплаты 92% от своих доходов.

Проблемы подготовки молодых футболистов в соревновательной деятельности:

  1. Ограниченный круг кандидатов в национальную команду.
  2. Недостаточная игровая практика у футболистов моложе 1990 г.р.

Отсутствуют молодые российские центральные защитники, опорные полузащитники и центральные нападающие. Круг кандидатов в сборные команды Клубы разделились  на две восьмерки и сформировались в июне 2011 года. В клубах, ведущих борьбу за призовые места, молодые игроки сталкиваются с серьезной конкуренцией за место в составе, как со своими старшими коллегами-россиянами, так и с иностранными футболистами.

Круг кандидатов в сборную 2018 по состоянию на август 2012 года.

Кандидаты в сборную 2018 не старше 1990 г.р. (по состоянию на ноябрь 2011 года), сыгравшие не менее 10 матчей в премьер-лиге в сезоне 2011 года (в среднем не менее 45 мин. в матче).

o    Бурлак (1990 г.р.) — защитник

o    Григорьев (1990 г.р.) — нападающий

o    Дзагоев (1990 г.р.) — полузащитник

o    Гошоков (1991 г.р.) — нападающий

o    Канунников (1991 г.р.) — нападающий

o    Кокорин (1991 г.р.) — нападающий

o    Щенников (1991 г.р.) — защитник

o    Брызгалов (1992 г.р.) – защитник\полузащитник

o    Оздоев (1992 г.р.) — полузащитник

o    Махмудов (1992 г.р.) — полузащитник

Никто из молодых вратарей, центральных и правых защитников не имеет игровой практики.

Проанализируем то, что за последние два года сделало руководство РФС и клубов для появления достаточного количества конкурентоспособных российских футболистов.

Время упущенных возможностей для подготовки российских игроков.  Большинство  клубов выступило за увеличение лимита на легионеров. Сегодня работает модель, когда готовить собственных игроков, никто не хочет Клубам выгоднее брать готовых иностранцев, выплачивать за них комиссионные (ведь деньги не частные, а государственные) и не нести при этом  никакой ответственности.

Нельзя рассматривать отдельно изменение или сохранение лимита на легионеров как средство для подготовки российских футболистов.сократился, молодые футболисты перестали стабильно играть за свои команды.

Это отражает общую кризисную картину нашего футбола. Сезон 2011-2012 годов также не выявил принципиальных изменений по сравнению с ситуацией 2010 года – уже сейчас не дожидаясь конца столь долгого сезона можно назвать тех немногих новых футболистов, которые стали кандидатами в сборную — 2018.

Необходим комплекс мер, который позволит создать здоровую спортивную конкуренцию и сформируют экономическую модель нашего футбола:

  1. Обязательное раскрытие бюджетов футбольных клубов, которые существуют за счет  государственных средств и  так называемого «принудительного» спонсорства.
  2. Ограничение комиссий агентам с клубов при подписании контрактов с футболистами – не более 10%. За нарушение – жесткие санкции. При этом предусмотреть возможность получения агентами дополнительных вознаграждений за успешную перепродажу футболиста (процент от прибыли).
  3. Выполнять требования регламента, запрещающего клубам выплачивать деньги на компании, официально не зарегистрированные как агентские. За нарушение – жесткие санкции.
  4. Ввести официальные вознаграждения тренерам за успешную перепродажу игроков (процент от прибыли) или рост трансферной стоимости футболиста (актив клуба).
  5.  Официально информировать футболистов о размере выплаченной комиссии агенту за переход или подписания контракта.
  6. Ввести дополнительное вознаграждение футбольным школам и детским тренерам за подготовку футболиста в зависимости от сыгранных им матчей на высшем уровне.
  7. После  введения и соблюдения вышеуказанных требований рассмотреть возможность для пересмотра действующего лимита с введением других механизмов, направленных на повышения качества иностранных футболистов и создания условий для здоровой спортивной конкуренции;
  8. Независимость  и полная открытость деятельности судебных органов РФС (КДК, Комитет по этике, Палата по разрешению споров, Апелляционный комитет);
  9. Привлечение в РФС профессиональных менеджеров, бывших тренеров и футболистов;
  10. Полная открытость РФС перед прессой при решении важнейших вопросов. Публичное обсуждение всех спорных вопросов.

Разработку регламентов и контроль за их соблюдением, а также вынесение санкций за допущенные нарушения должны осуществлять независимые органы  РФС с обязательным включением в них представителей игроков.