Массовый и детско-юношеский футбол

Массовому и детско-юношескому футболу должно уделяться максимальное внимание, как стороны государственных структур, так и со стороны всего футбольного сообщества. Соединение в одном звене массового и детско-юношеского футбола связано с тем, что большинство юношей  не станут профессиональными футболистами. Из тысячи детей,  занимающихся футболом,  вырастает  лишь один профессиональный футболист. Футбол,  как основное средство физкультуры в школе, дома, на улице

 

Анализ содержания уроков  физической культуры  советской и российской общеобразовательных школ позволяет сделать следующий вывод: главным был принцип разносторонности, на основании которой подбирали и включали в школьную программу физические упражнения. Разносторонность физической культуры обеспечивала: освоение большого числа двигательных  умений и навыков, развитие многих физических качеств, распределение упражнений по годам обучения.

Теоретически, на практике  должно быть так, но часто получается  по-другому.  Многие упражнения  разносторонней школьной физкультуры не очень интересны для детей. А интерес — главная движущая сила любого дела. Если его нет, то упражнение выполняется  вполсилы или даже в четверть силы. Среди упражнений школьной физкультуры  есть интересные и не слишком интересные. Развивающий эффект последних достаточно низок.  По-настоящему, интересны такие занятия, как футбол, в которых техника проста — бери мяч и играй.  Школьник  должен бегать и, прежде всего, бегать в игре. Любая подвижная или спортивная ИГРА ИНТЕРЕСНА, ее правила просты, можно играть на площадках любых размеров и любыми составами, не нужно долго осваивать технические приемы.

Такая игра формирует характер школьника, к тому же он начинает понимать, что через футбол можно повысить свой социальный статус в классе. Упражнения с мячом и без мяча дети могут выполнять в трех местах: в школе, дома и на улице.  В школе — это уроки физкультуры с футболом и другими спортивными играми. Дома —  утренняя зарядка, в которую должны входить упражнения на гибкость и упражнения с маленьким мячом (теннисным или резиновым). Многие упражнения с мячом можно выполнять в квартире: жонглирование разными частями тела, ведение мяча, обводка стола или стульев и т.п. На улице – игра в футбол с друзьями. Обязательно играть в  безопасных местах и желательно на площадках небольших размеров.  Если все это увлечет детей, то они могут записаться в футбольную школу.

Тренер  в школе должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с другими физическими упражнениями. Таким образом, основными в школьной физкультуре должны быть упражнения, в которых нагрузка распределяется в течение всего урока. Именно к таким относится футбол.

По количеству занимающихся футболом людей (1,5 млн. чел.) Россия уступает Германии, Испании, Италии более чем в три раза.  За последние годы  в России почти исчез дворовый футбол.  Региональные и муниципальные органы государственной  власти не уделяют должного внимания детско-юношескому и массовому футболу.

 

Проблемы профессиональных футбольных школ:

В России практически отсутствуют частные и детско-юношеские школы, и есть только 30 школ при профессиональных клубах, которые не испытывают серьезных финансовых проблем.

В 1500 ДЮСШ финансирование носит остаточный характер и не эффективно влияет на уровень подготовки молодых футболистов и детских тренеров. Средняя тренерская заработная плата не стимулирует субъектов футбола.

Региональные федерации в существующей системе никоем образом не влияют на подготовку футболистов и тренеров в ДЮСШ, находящиеся в ведении непрофильного Министерства образования.

Президент Российской Федерации Владимир Путин, недавно озвучил очень правильную, на мой взгляд, идею. В диалоге с директором областной ДЮСШ по гребле на байдарках и каноэ Сергеем Лукьяновым он  заявил, что детские и юношеские спортивные школы олимпийского резерва должны быть переданы из ведения Министерства образования Министерству спорта.

«Если мы хотим, чтобы наши спортсмены были первыми, обгоняли Штаты, Китай, как

это было, то, конечно, нам нужно будет вносить изменения в действующее законодательство и передавать эту систему министерства образования в министерство спорта, — сказал президент. — Нужно будет выстраивать программу подготовки так, чтобы ребята могли получать хорошее общее образование, чтобы вся система была выстроена, настроена на максимальный спортивный результат».

Путин уточнил при этом, что в самое ближайшее время сформулирует это предложение в качестве поручения Министерству спорта и проведет переговоры с правительством. Это уточнение позволяет рассчитывать на то, что слова не повиснут в воздухе и обернутся реальными делами.

А вот выдержка из программы, с которой я выходил на выборы президента РФС в феврале 2010-го: «…Проблемы детско-юношеского футбола в России заключаются в том, что у нас нет достоверной информации о количестве юных футболистов, занимающихся этим видом спорта; что материально-техническая база детских футбольных и общеобразовательных школ, спортивная инфраструктура в местах проживания и отдыха находятся в крайне неудовлетворительном состоянии;

что более 70% детских тренеров не имеют специального образования; что в течение нескольких последних лет была подготовлена поурочная программа для тренировки детей 6-9 лет, тогда как для других возрастных групп таких программ не существует; что налицо существенные недостатки системы соревнований юных футболистов, а основной недостаток этой системы заключается в активно насаждаемой идеологии «победы во что бы то ни стало», в необходимости показывать высокие результаты с самого раннего детства, тогда как на самом деле основная задача на этом этапе совсем иная: детей нужно просто учить футболу. Из 53 тысяч общеобразовательных учреждений, функционирующих в России, 9 тысяч не имеют спортивных залов. В СССР продуктивно работали 1525 школ и отделений футбола в комплексных ДЮСШ, но сегодняшняя действительность такова, что подавляющее большинство школ, имевших очень приличную материальную базу, сотрудничавших с квалифицированными тренерскими кадрами и расположенных в оптимальных с точки зрения развития футбольной индивидуальности климатических зонах, остались за пределами России. При этом сегодня свыше 65% ДЮСШ находятся в ведении Министерства образовании и лишь около 35% контролируются региональными спорткомитетами. Между Министерством образования, Министерством спорта и Российским футбольным союзом нет взаимопонимания и контакта, не существует единой политики, касающейся как  организации работы в школах, так и подготовки тренеров и специалистов в сфере футбола, отсутствует единая методика подготовки тренерских кадров.».

Предложение по изменению ситуации:

o    Изменение принципов финансирования профессиональных футбольных клубов. Постепенное сокращение бюджетного финансирования и передача клубов в руки частному капиталу. Для инвестиционной привлекательности необходимо передать в собственность клубов стадионы и тренировочные базы;

o    Направление средств, полученных за счет сокращения финансирования профессиональных команд, на развитие детско-юношеского футбола: создание инфраструктуры, увеличение денежного довольствия тренерского корпуса, организация подготовительных курсов детских тренеров, а также развитие учебных заведений по футбольному менеджменту;

o    Организация системы отчислений в ДЮСШ в течение всей карьеры футболиста, в зависимости от количества проведенных матчей на высшем уровне;

o    Прозрачность деятельности всех профессиональных клубов. Раскрытие клубных бюджетов, имеющих государственное финансирование;

o    Жесткий контроль деятельности посредников при трудоустройстве молодых футболистов.